abu_umar_as-sahabi (abu_umar_sahabi) wrote,
abu_umar_as-sahabi
abu_umar_sahabi

Category:

ПРОТИРАНИЕ ХУФФОВ И НОСКОВ. ХАДИСЫ МУГИРЫ. ВЕРСИИ ХУЗАЙЛЯ ИБН ШУРАХБИЛЯ

ВЕРСИИ ХУЗАЙЛЯ ИБН ШУРАХБИЛЯ


Вывел Ахмад в "Муснад" (17835): рассказал нам Вакъи: рассказал нам Суфьян (ас-Саури), от Абу Къайса (аль-Ауди), от Хузайля ибн Шурахбиля, от аль-Мугъиры ибн Шу’бы сказавшего: «(Однажды) Пророк, ﷺ, совершил омовение и обтёр поверх носков и сандалий (обуви)».

حَدَّثَنَا وَكِيعٌ ، حَدَّثَنَا سُفْيَانُ ، عَنْ أَبِي قَيْسٍ ، عَنْ هُزَيْلِ بْنِ شُرَحْبِيلَ ، عَنِ الْمُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ " تَوَضَّأَ وَمَسَحَ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ



Также вывели Ибн Аби Шейба в «Мусаннаф» (1913), Ибн Маджа в «Сунан» (559) и Ибн Хиббан в «Сахих» (1365), указавший на то, что Абу Къайс аль-Ауди - это ‘Абду-р-Рахман ибн Сирван



Также хадис передал Тирмизи в «Сунан» (99), после чего сказал:

قَالَ أَبُو عِيسَى : هَذَا حَسَنٌ صَحِيحٌ ، وَهُوَ قَوْلُ غَيْرِ وَاحِدٍ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ ، وَبِهِ يَقُولُ سُفْيَانُ الثَّوْرِيُّ ، وَابْنُ الْمُبَارَكِ ، وَالشَّافِعِيُّ ، وَأَحْمَدُ ، وَإِسْحَاق ، قَالُوا : يَمْسَحُ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ وَإِنْ لَمْ تَكُنْ نَعْلَيْنِ إِذَا كَانَا ثَخِينَيْنِ , قَالَ : وَفِي الْبَاب عَنْ أَبِي مُوسَى . قَالَ أَبُو عِيسَى : سَمِعْت صَالِحَ بْنَ مُحَمَّدٍ التِّرْمِذِيَّ قَال : سَمِعْتُ أَبَا مُقَاتِلٍ السَّمَرْقَنْدِيَّ ، يَقُولُ : دَخَلْتُ عَلَى أَبِي حَنِيفَةَ فِي مَرَضِهِ الَّذِي مَاتَ فِيهِ ، فَدَعَا بِمَاءٍ فَتَوَضَّأَ وَعَلَيْهِ جَوْرَبَانِ ، فَمَسْحَ عَلَيْهِمَا ، ثُمَّ قَالَ : فَعَلْتُ الْيَوْمَ شَيْئًا لَمْ أَكُنْ أَفْعَلُهُ ، مَسَحْتُ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ وَهُمَا غَيْرُ مُنَعَّلَيْنِ



«Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: – Этот хадис хороший достоверный, и это слова (мнение) некоторых обладателей знаний[1]. Подобное говорят Суфйан ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, аш-Шафи’и, Ахмад и Исхакъ. Они сказали: «(Совершающий омовение) обтирает поверх носков, даже если не будет (обут в) сандалии, если они (носки) толстые». В этой главе (приводится также хадис) от Абу Мусы (аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах)». Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: – Я слышал, как Салих ибн Мухаммад ат-Тирмизи сказал: – Я слышал, как Абу Мукъатиль ас-Самаркъанди говорил: – Я зашёл к Абу Ханифе во время его болезни, от которой он скончался. Он попросил принести воды и совершил омовение, будучи обутым в носки, и обтерев их сверху, он сказал: «Сегодня я сделал то, чего не делал (ранее). Я обтёр носки сверху, хотя не был обут в сандалии».


----------------------------------------------------------------


Абу Дауд в «Сунан» (159), упомянув этот хадис, сказал:



قَالَ أَبُو دَاوُد : كَانَ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ مَهْدِيٍّ لَا يُحَدِّثُ بِهَذَا الْحَدِيثِ ، لِأَنَّ الْمَعْرُوفَ عَنْ الْمُغِيرَةِ ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَسَحَ عَلَى الْخُفَّيْنِ ، قَالَ أَبُو دَاوُد ، وَرُوِيَ هَذَا أَيْضًا ، عَنْ أَبِي مُوسَى الْأَشْعَرِيِّ ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، أَنَّهُ مَسَحَ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ ، وَلَيْسَ بِالْمُتَّصِلِ وَلَا بِالْقَوِيِّ ، قَالَ أَبُو دَاوُد : وَمَسَحَ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ : عَلِيُّ بْنُ أَبِي طَالِبٍ ، وَابْنُ مَسْعُودٍ ، وَالْبَرَاءُ بْنُ عَازِبٍ ، وَأَنَسُ بْنُ مَالِكٍ ، وَأَبُو أُمَامَةَ ، وَسَهْلُ بْنُ سَعْدٍ ، وَعَمْرُو بْنُ حُرَيْثٍ ، وَرُوِيَ ذَلِكَ عَنْ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ ، وَابْنِ عَبَّاسٍ



«‘Абду-р-Рахман ибн Махдий не рассказывал этот хадис, поскольку от аль-Мугъиры известно о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал кожаные носки».
Абу Дауд сказал: «Так же об этом передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтер носки /джаурабайн/. Однако этот хадис не является целостным или сильным».
Абу Дауд сказал: «Также носки /джаурабайн/ обтирали ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн Мас‘уд, аль-Бараъ ибн ‘Азиб, Анас ибн Малик, Абу Умама, Сахль ибн Са‘д, ‘Амр ибн Хурайс. Также об этом передают от ‘Умара ибн аль-Хаттаба и Ибн ‘Аббаса».




Также Насаи, после того, как вывел его  в "Сунан ас-сугра" (125) сказал:



قَالَ أَبُو عَبْد الرَّحْمَنِ : مَا نَعْلَمُ أَحَدًا تَابَعَ أَبَا قَيْسٍ عَلَى هَذِهِ الرِّوَايَةِ ، وَالصَّحِيحُ عَنْ الْمُغِيرَةِ ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ " مَسَحَ عَلَى الْخُفَّيْنِ



«Сказал Абу Абд-ур-Рахман (сам Насаи): "Мы не знаем никого, кто последовал за Абу Къисом в том, что он передаёт. А достоверным от Мугиры является то, что пророк, с.а.с, протёр свои хуффы»



Ибн Хузайма в «Сахих» (198) сказал:


بَابُ الرُّخْصَةِ فِي الْمَسْحِ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ



"Глава о допустимости протирания носков и сандалий".

Зетем привёл этот хадис и сказал:



حَدَّثَنَا بُنْدَارٌ ، وَمُحَمَّدُ بْنُ الْوَلِيدِ ، قَالا : حَدَّثَنَا أَبُو عَاصِمٍ ، نا سُفْيَانُ ، نا سَلْمُ بْنُ جُنَادَةَ ، نا وَكِيعٌ ، عَنْ سُفْيَانَ . ح وَحَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ مَنِيعٍ ، وَمُحَمَّدُ بْنُ رَافِعٍ ، قَالا : حَدَّثَنَا زَيْدُ بْنُ الْحُبَابِ ، نا سُفْيَانُ الثَّوْرِيُّ ، عَنْ أَبِي قَيْسٍ الأَوْدِيِّ ، عَنْ هُزَيْلِ بْنِ شُرَحْبِيلَ ، عَنِ الْمُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ ، أَنّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ " تَوَضَّأَ وَمَسَحَ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ " . قَالَ أَبُو بَكْرٍ : لَيْسَ فِي خَبَرِ أَبِي عَاصِمٍ : وَالنَّعْلَيْنِ ، إِنَّمَا قَالَ : مَسَحَ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ " ، وَقَالَ ابْنُ رَافِعٍ : إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ " بَالَ فَتَوَضَّأَ ، وَمَسَحَ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ




«Сказал Абу Бакр (сам Ибн Хузайма): в риваяте Аби Асима нету слов "(протёр) и сандалии", однако он сказал: "протёр носки". Сказал Ибн Рафи': "Поистине, посланник Аллаха, , помочился и протёр носки и сандалии»




Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Тирмизи» (99), «Ирвауль-гъалиль» (101), «Мишкатуль-масабих» (523).


Шейх аль-Албани сказал: – Знай, что этот хадис из числа тех, о которых разошлись мнения учёных-хадисоведов относительно его достоверности и слабости. Ат-Тирмизи назвал его достоверным, а аль-Байхакъи и другие считали его слабым, как и автор, который сказал после того, как привёл его: «‘Абду-р-Рахман ибн Махдий не рассказывал этот хадис, поскольку от аль-Мугъиры известно о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал кожаные носки». Аль-Байхакъи передал от Муслима и других о его слабости, по причине, на которую указал автор книги (Абу Дауд) от Ибн Махди из-за противоречия[2]. За ним последовал Ибн ат-Турукмани сказавший: «Я говорю: это сообщение передал Абу Дауд и промолчал о нём. Ибн Хиббан назвал его достоверным, а ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис”. (Передатчика по имени) Абу Къайса ‘Абду-р-Рахмана ибн Сирвана назвал надёжным Ибн Ма’ин….”». См. «Сахих Аби Дауд» (1/271-272).
Tags: Протирание носков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments